Цель: актуализация и интеграция амбивалентных чувств.
Необходимые материалы: музыкальные инструменты; запись музыкальных фрагментов, противоположных по тональности; магнитофон; ватман (на каждого участника); журналы; ножницы; клей; изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, мелки и т.п.); плотная хлопчатобумажная нить типа «Ирис» или бечевка.
Ход работы:
1. Весь мир состоит из противоположностей — черное и белое; день и ночь; добро и зло и т.д. В каждом из нас также достаточно противоположностей. Давайте остановимся на паре «Агрессивный — Доброжелательный». Перед вами лист ватмана. Нарисуйте на нем свой силуэт. Переверните ватман и продублируйте силуэт с другой стороны.
2. Одна сторона ватмана — это «Я-агрессивный», другая — «Я доброжелательный». Используя журналы (коллаж) и изобразительные материалы, заполните ваш силуэт содержанием так, чтобы как можно полнее выразить эти противоположности в себе.
3. Для того, чтобы готовую работу можно было примерить на себя, как часть костюма, отрежьте необходимую длину нити и прикрепите ее в верхней части силуэта. Теперь при желании вы можете оказаться в «костюме» доброжелательности или агрессивности, стоит только перевернуть силуэт.
4. Надев «костюм» на себя, подойдите к музыкальным инструментам, выберите те из них, с помощью которых можно выразить одну и другую противоположности. Так же можно использовать подготовленные музыкальные фрагменты.
5. Походите в «костюме» одной и другой своей стороны и попробуйте подвигаться. Как двигаются доброжелательные люди? А как агрессивные? Какие движения совершают руки, ноги, что меняется в лице, походке и т.п.?
6. Презентация противоположностей — примеряя одну из сторон, расскажите о том, чем эта часть силуэта наполнена, почему использовал те или иные цвета и символы; продемонстрируйте звук каждой стороны, используя музыкальные инструменты, покажите как двигается каждая часть и т.п. Психолог помогает, задавая уточняющие вопросы.
7. Обсуждение:
— Что было самым сложным в этой работе?
— Для чего миру так необходимы противоположности и что они дают нам?
— Что происходит с человеком, если в нем есть только одна сторона, если он только доброжелательный или только агрессивный?
— Есть ли цвета или символы, объединяющие обе стороны?
— Как агрессивному научиться быть доброжелательным и наоборот?